Главная » Файлы » Для вас, родители! (информационные листы) |
В каком возрасте следует обращаться к логопеду?
26.09.2012, 23:14 | |
В каком возрасте следует обращаться к логопеду?
В этой статье я постаралась ответить на часто задаваемый вопрос: «В каком возрасте следует обращаться к логопеду?»
Молчание — вовсе не золото! Существовало ошибочное мнение, что ребенок нуждается в логопедической помощи только перед школой для исправления дефектного звукопроизношения.
Работа логопеда охватывает разный возраст, и работает логопед с разными диагнозами. Это и отсутствие или недоразвитие речи, и нарушения произносительной стороны речи, и патологические изменения темпа речи, и нарушения чтения и письма и др.
Последнее время особое внимание уделяется работе с детьми раннего возраста (от рождения до 3-х лет). В логопедических садах существуют ясельные группы, в поликлиниках появились центры «Реабилитация младенцев», и, конечно, проблемы развития детей решает Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства.
Профилактика речевых нарушений начинается с профилактики беременных женщин. Эту задачу решают врачи. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к возникновению речевых нарушений.
Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных внешних воздействий.
Возникновение обратимых форм недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.
Для предупреждения речевых нарушений в дошкольном возрасте большое значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь.
Раннее вмешательство строится на замечательных научных открытиях о формировании мозга и психики человека. Доказано, что 85% мозга человека формируется до 3-х лет и лишь 15% — после 3-х лет. Восприятие материала у 6-ти летних детей в 10 раз ниже, чем у детей до 3-х лет. Поэтому, чем раньше обнаружен дефект и оказана Логопедическая помощь, там благоприятнее прогнозы развития малыша.
Уже в первые месяцы жизни ребенка можно обнаружить признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушение сна, соматическую ослабленность. Симптомами риска речевых нарушений у детей первых месяцев жизни являются отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие звуки гуления, отсутствие смеха, вялое сосание и др.
Одним из приемов работы, направленной на предупреждения речевого развития, в первые месяцы жизни является нормализация процесса кормления. Несмотря на трудности кормления грудью некоторых детей с органическим поражением мозга, рекомендуется не отрывать их от груди, а помогать в захватывании соска и тем самым тренировать у них функцию сосания. В этих условиях развиваются необходимые артикуляционные предпосылки для произнесения звуков.
Наряду с нормализацией кормления следует развивать у ребенка потребность общения со взрослым, формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимися предметами, слуховое внимание и умение локализовать звук в пространстве. Особая роль отводится по активизации голосовых реакций.
Некоторые родители замечают задержку речевого развития, когда малыш уже должен произносить слова и фразы, но окружающие их обычно успокаивают:
- Дети часто начинают говорить позже двух лет;
- Обычно мальчики начинают позже говорить, чем девочки; Ко мне на консультацию приходила мама, которая считала, что с ребенком не надо разговаривать, потому что сам он еще не говорит. А многие родители обеспокоены тем, что- Не беспокойтесь, пройдет еще несколько месяцев и ребенок заговорит. А стоит ли ждать? Молчание — вовсе не золото!
Ребенок в 2 года не произносит звук [Р], но при этом совершенно не замечают, что он не умеет строить предложение. Чем младше ребенок, тем сложнее решить, какая причина задержки речевого развития является ведущей, т.е. имеет ли место общая задержка развития, медленный рост интеллекта или особенности характера.
Решение вопроса о причинах задержки речевого развития затрудняется и тем, что причины обычно взаимодействуют друг с другом, т. е. имеется не одна, а несколько причин. Так, ребенок, у которого снижен интеллект, менее любознателен, не общителен, имеет меньше жизненного опыта – и это, конечно, сказывается на его речи.
Таким образом, чем раньше обнаружен дефект и оказана необходимая помощь, тем благоприятнее прогнозы развития малыша. Успех работы в большей степени зависит от того, в какой мере согласованы усилия людей, принимающих участие в воспитании малыша (врачей, педагогов, родителей).
Логопедический Портал
Анна Котова © | |
Просмотров: 549 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |